2024-12-16
Источник: https://riarating.ru/macroeconomics/20241216/630274541.html
РИА Рейтинг – 16 декабря В 2024 году российское машиностроение второй год подряд вышло в число лидеров по темпам роста промышленного производства. По данным Минэкономразвития, совокупный рост производства пяти машиностроительных отраслей (ОКВЭД 26-30) с января по сентябрь текущего года достиг 20,0%. В обрабатывающей промышленности более высокие темпы роста за тот же период имело только выпуск готовой металлической продукции (+32,0%), в которой большая доля приходилась на продукцию ОПК. В этом году, как и в прошлом, машиностроение тоже существенно выиграло от нужд Минобороны, но в данном случае мы об этом не говорим. Рейтинговые эксперты РИА полагают, что в 2025 году рост, скорее всего, существенно снизится из-за ряда факторов.
Во-первых, заведомо высокая база. Даже в стандартных условиях третий год подряд двузначного роста производства будет трудным. За январь-сентябрь выпуск компьютеров и электронной продукции (ОКВЭД 26) и прочих транспортных средств (ОКВЭД 30) увеличился на 32,6% и 27,3% соответственно. Даже если национальные оборонные заказы останутся на том же уровне, ограниченные производственные мощности не смогут достичь таких же высоких темпов роста в 2025 году. Эксперты рейтинга РИА надеются, что рост выпуска этих двух отраслей продолжится и в следующем году, однако темпы роста составят менее 10%, что существенно снизит потенциал всей машиностроительной отрасли.
Во-вторых, высокие процентные ставки являются одним из основных факторов, снижающих инвестиционную активность корпораций и индивидуальную покупательную способность. В ответ на это спрос на машиностроительную продукцию в этом году начал снижаться, и многие компании в следующем году начнут сокращать производство оборудования. Большая часть этих покупок совершается на заемные деньги (в виде кредита или лизинга), и при текущих процентных ставках потребитель может отложить свои планы до тех пор, пока условия не улучшатся. Особенно это касается фермеров, которые в этом году также не были активными покупателями. Спрос жителей на легковые автомобили также снизится.
В-третьих, с этого года резко обострилась проблема нехватки кадров, и ее будет трудно решить в краткосрочной перспективе. Для машиностроения этот фактор особенно болезненный, поскольку речь идет не просто о трудовых ресурсах, а о качественных талантах, и развить эти таланты за короткий период времени нереально.
В-четвертых, негативное влияние окажет избыток запасов на некоторых рынках машиностроительной продукции. В прошлом году и в начале этого года экспорт оборудования из Китая в Россию значительно увеличился, и дилеры накопили большие запасы, чтобы подготовиться к продаже в следующем году. Особенно это касается дорожно-строительной техники. Кроме того, рынок грузовых автомобилей в настоящее время находится в состоянии профицита. Производство в этом году может достичь 70 000 единиц, но РЖД неоднократно выражала обеспокоенность по поводу перегрузки сети. При этом инвестиционный план РЖД на 2025 год сокращен на 40%, а план закупок локомотивов сокращен по сравнению с предыдущими годами.
В-пятых, неизбежен дальнейший рост цен на технику всех категорий и серий – как отечественную (из-за роста себестоимости), так и импортную (из-за падения курса рубля), что вкупе с высокими процентными ставками существенно снизит платежеспособность. потребление кто.
Электротехника — одна из немногих отраслей, где можно улучшить динамику производства. Проблема недостаточной выработки электроэнергии на Юге и Дальнем Востоке обострится в 2024 году, в связи с чем в ближайшем будущем ожидается рост спроса на отечественные генераторы и турбины. Стоит отметить, что в этом году с конвейера сошла первая генераторная установка на отечественных газовых турбинах большой мощности, что открыло новые возможности для российской энергетики в ближайшем будущем.
По оценкам рейтинговых экспертов РИА, к концу 2024 года рост производства в машиностроении составит около 15%. Однако к 2025 году рост будет измеряться в процентах.